Светимость и температура пламени

Обрезок широкой стеклянной трубки диаметром 9 мм,длиной около 10 смукрепить вертикально в зажиме штатива. Под ней укрепить трубку с оттянутым тонким кончиком, на который надет пробковый кружок. Другой конец этой трубки соединен с газовым краном. Если при таком относительном расположении трубочек, как на рисунке, пустить газ и зажечь его у конца верхней трубки, то получается несветящееся пламя, как у горелки Бунзена. Если же поднять нижнюю трубку так, чтобы пробковый кружок закрыл доступ воздуха в верхнюю трубку, пламя делается светящимся.

Опыт можно проделать с карбюрированным воздухом.

2)    Обнаружение частичек угля в светящемся пламени. Вне-
сти  в светящееся пламя  газа,  бензина  (лампа Бартеля) или свечи фарфоровую чашку. На дне оседает ко­поть.

3) Несветящееся пламя можно сделать светящимся.

Для опыта удобнее всего воспользоваться газовой горелкой, имеющей отверстие для притока воздуха снизу (49, а). Такие горелки во время опыта не ставят на стол, а укрепляют в штативе.

Отрегулированное несветящееся пламя горелки можно сделать светящимся, если вводить в него по­рошок угля, сажу, мел и т. п. Тонкий порошок угля или мела можно ввести в пламя с помощью приспо­собления, изображенного на рисунке 49, а. При вдувании воздуха в банку (при отсутствии резино­вого баллона можно вдувать воздух ртом по длинной резиновой трубке) частички твердого вещества попа­дают в пламя.

Проще вводить уголь в виде копоти. Для этого лабораторную спиртовку наполнить скипидаром. Фитиль отрегулировать так, чтобы получалось ма­ленькое пламя (49, б). Можно зажечь скипи­дар на лучинке.

В качестве других твердых веществ используют порошки извести, мела (зубной поро­шок), магнезии и т. п. Известь берут гашеную, но сухую.

Для горелки с боковым притоком воздуха или лампы Бартеля желательно сделать из жести воронку в виде ко­нуса, конец которого вставить наискосок в отверстие для доступа воздуха. В эту ворон­ку и направлять копоть или порошок. Нет надобности, чтобы конец воронки был изогнут или очень плотно вставлялся в отверстие го­релки. Благодаря току возду­ха копоть (или порошок) попа­дает в горелку в достаточном количестве. Для опыта с лаборатор­ной спиртовкой трубку прибора для вдувания порошка сгибают под углом и направляют непосредственно в пламя.

Цель этих опытов — показать, что светимость пламени зависит от наличия в нем твердых (несгоревших или негорючих) частиц. В связи с этим полезно повторить (или вспомнить) горение в кисло­роде и в воздухе водорода, серы, фосфора, магния.

  1. При охлаждении пламени оно становится менее светящимся. Из толстой медной проволоки диаметром около 3 ммсвернуть спираль, внутренний диаметр которой равнялся бы диаметру пла­мени горелки или свечи, а длина — длине пламени. Накрыть све­тящееся пламя газовой горелки или свечи спиралью. Пламя, пока спираль не прогреется, делается менее светящимся из-за понижения температуры.
  2. При вдувании в пламя воздуха оно делается несветящимся и температура его повышается, а) В светящееся пламя свечи вду­вать воздух паяльной трубкой через инъекционную иглу или тонко оттянутый стеклянный капилляр. Нагреть стеклянную трубку в све­тящемся пламени свечи (выделение копоти) и в несветящемся откло­ненном конусе (размягчение стекла).
  3. Повторить те же опыты с лабораторной спиртовкой, в ко­торую налит керосин, и со спиртовкой, наполненной спиртом. Показать учащимся восстановительное (шумящее) пламя и окис­лительное (несветящееся) пламя, позволяющие выполнять про­стые стеклодувные работы (т. I, стр. 179).

в) Показать учащимся паяльную горелку любой конструкции (т. I, стр. 185) с регулировкой подачи воздуха и разными типами пламени (с полным и неполным сгоранием) и различной температу­рой.

Спонсоры сайта:

Copyright © 2011. Designed by "Nemec"