Сравнение растворимости различных твердых веществ и зависимость ее от температуры

Серию описанных ниже опытов можно провести в пробирках, поручив выполнение их учащимся на практических занятиях. Для опытов следует взять сульфат бария, сульфат кальция (или гидроксид кальция), квасцы KA1(S04)2, хлорид натрия, нитрат калия. Все вещества должны быть хорошо измельчены. Для выпаривания можно использовать ложечки из железа или жестяные крышки от бутылок и банок. Для отмеривания 2 мл воды лучше воспользоваться бюретками (1—2 бюретки на класс), маленькими мензурками или пробирками с меткой, которые заготавливают заранее.

На аптечных весах отвесить по 0,5 г сульфата бария, сульфата кальция (гипс), квасцов KA1(S04)2, селитры KNOg, поваренной соли (вещества можно не называть, а обозначить их номерами). Пересыпать соли в пробирки и в каждую пробирку прибавить по 2 мл воды (лучше дистиллированной). Закрыв пробирку пальцем, долгое время взбалтывать. Так поступить со всеми пробирками по очереди, стараясь их не перепутать. Отметить, где изменилась температура при растворении: пробирки с квасцами, селитрой и поваренной солью немного охладились. Указать, какие вещества при этом совсем не растворились (BaS04 " CaSOj), какие растворились только отчасти (квасцы) и какие растворились пол­ностью (NaCl, KNO3).

Чтобы убедиться, действительно ли не растворились те вещества, которые кажутся нерастворимыми, профильтровать жидкость и вы­парить понемногу на железных ложечках: нерастворим практически только сульфат бария. Снова взять по 0,5 г обоих веществ, при­бавить по 2 мл воды, нагреть жидкость до кипения и затем отфильтро­вать раствор и выпарить каждый фильтрат в той же железной ложечке, что и раньше (предварительно ее вытереть): результат не изменился.

Жидкость в пробирке, в которой веш,ество растворилось только отчасти, также нагреть: квасцы растворились.

Прибавить еще 0,5 г вещества и снова нагреть. Добавлять соль до тех пор, пока она перестанет растворяться (прибавлять прихо­дится много раз).

Прибавлять по 0,5 г вещества в те пробирки, где все вещество сразу растворилось, и взбалтывать без нагревания: растворяются все соли, кроме хлорида натрия. С этим веществом повторить опыт с нагреванием, как в предыдущем случае: поваренная соль не растворилась, растворимость ее с повышением температуры меняется очень мало. Оставить пробирки с растворами охлаждаться: в пробирках с квасцами и селитрой выпадает обильный осадок, в пробирке с поваренной солью — очень маленький.

Характеризовать растворимость всех взятых веществ и зави­симость растворимости от температуры.

После этого можно познакомить учащихся с графиками раст­воримости. Полезно дать учащимся решить несколько задач, поль­зуясь этими графиками.

Спонсоры сайта:

Copyright © 2011. Designed by "Nemec"