Поглощение кислорода щелочным раствором пирогаллола

Принцип действия прибора заключается в следующем. В ворон­ку 1 наливают раствор пирогаллола. Когда зажим 2 открыт, раствор стекает в пробирку до тех пор, пока весь кислород находящегося в пробирке воздуха не будет поглощен. Объем перелившегося в пробирку раствора равен объему поглощенного кислорода. При­бор устроен так, что воздух в пробирке до и после опыта может быть приведен к атмосферному давлению. Для удобства нанесения меток вдоль пробирки наклеивают узкую бумажную полоску или наносят матовую полоску наждачной бумагой. К пробирке следует подобрать хорошую резиновую пробку с двумя отверстиями, в одно из кото­рых вставляют стеклянную трубочку, соеди­ненную с небольшой воронкой, в другое — стеклянную палочку 3.

При подготовке и последующей демонстра­ции опыта нужно отвесить приблизительно 5 г едкого кали, растворить в 5 мл воды (в отдельной пробирке) и охладить до ком­натной температуры. В другой пробирке рас­творить около 4 г пирогаллола в 10 мл воды. Снять с пробки прибора надетую на нее про­бирку (за рант, чтобы она не нагрелась от руки), вынуть из пробки стеклянную палоч­ку. Смешать оба приготовленных раствора и сейчас же вылить в воронку. Приоткрыть зажим так, чтобы каучук и трубочка напол­нились раствором, и снова закрыть. Вытек­шие из трубочки несколько капель раствора можно собрать в пробирку из-под раствора и перелить обратно в воронку. Так как после смешения пирогаллола со щелочью раствор быстро начинает поглощать кислород из окружающего воздуха, следует немедленно надеть на пробку снятую пробирку (опять дер­жа ее за рант) и вставить стеклянную палочку.

Теперь воздух в пробирке, несмотря на то что в нее вошла пробка, находится при атмосферном давлении (объем вдвинутой в пробку палочки так мал, что им можно пренебречь). Температура воздуха в пробирке также равна температуре окружающего воздуха. От­крыть зажим на каучуке. Жидкость начинает стекать в пробирку. Когда ток жидкости прекратится, взять пробирку за рант и при­поднять, как показано на рисунке 7 пунктиром (4), чтобы устано­вить уровень жидкости в пробирке и в воронке на одной высоте. Теперь оставшийся в пробирке азот опять находится под тем же давлением и при той же температуре, что и окружающий воздух. Закрыть зажим и перевернуть пробирку в первоначальное поло­жение. Отметить карандашом по наклеенной бумажной или мато­вой полоске положение нижнего конца пробки и уровень жидкости в пробирке. Отняв пробирку от прибора, вылить из нее раствор, вымыть ее и дать стечь воде.

Влить в пробирку воду из бюретки до первой метки и по­вторить опыт, доливая воду до второй метки. Найти объемное соотношение между кислородом и азотом воздуха. Ничтожное ко­личество углекислого газа (0,03—0,04fo) не принимается во внима­ние (СОг поглощается щелочным раствором одновременно с кисло­родом).

Использование опыта можно рекомендовать на внеклассных занятиях или на уроках в старших классах с упрощенным объяс­нением химизма процесса поглощения кислорода.

Спонсоры сайта:

бесплатные статусы для в контакте.
канцтовары на подоле канцтовары киев купить

Copyright © 2011. Designed by "Nemec"

Ссылки SAPE #2 (последний блок)

.