Получение нерастворимых в воде основании. Амфотерные гидрокснды

Нерастворимые в воде гидроксиды металлов получают при действии на соли растворами едких щелочей. Амфотерные гидро­ксиды металлов растворяются в избытке щелочи и в кислоте.

Для опытов нужно приготовить растворы 1 : 10 следующих солей: сульфат магния MgS04, сульфат меди CUSO4, сульфат никеля NiSOi, хлорид железа FeClg, сульфат кадмия CdS04, сульфат цинка ZnS04, сульфат алюминия А12(504)з или алюмокалиевые квасцы КА1 (504)2, сульфат хрома Сг2(504)з или хромовые квасцы КСг(804)2 и нитрат свинца РЬ(ЫОз)2. Все соли взять для растворения в виде кристаллогидратов. Вместо указанных солей можно взять любые другие растворимые соли перечисленных металлов. Кроме того, надо приготовить раствор 15 : 100 едкого натра NaOH или едкого кали КОН и раствор азотной кислоты (концентрированную кислоту разбавить равным объемом воды). Если не брать для опытов соли свинца, то вместо азотной кислоты можно воспользоваться серной кислотой 1 : 5.

В стаканы или пробирки налить сначала понемногу растворов сульфатов магния, меди, никеля, кадмия и хлорида железа (III), прибавить едкой щелочи и взболтать стеклянной палочкой или лучинкой. Показать осадки. То же проделать с растворами суль­фатов цинка, алюминия, хрома (III) и нитрата свинца (щелочь при­ливать понемногу). Затем во все стаканы прибавить избыток щелочи и снова взболтать. Осадки второго ряда солей должны раство­риться, образуя соли: цинкаты, алюминаты, хромиты и плюмбиты ^.

Еще раз получить осадки всех гидроксндов, прибавляя неболь­шие количества щелочи, и затем, слив избыток раствора, прибавить ко всем осадкам азотной кислоты.

Если в данном месте курса вопрос об амфотерных оксидах не рассматривается, то следует ограничиться первой серией опытов.

При лабораторных опытах можно дать учащимся или только первый ряд солей, или все соли, но без определенного порядка.

с тем чтобы они сами определили, какие из оксидов являются основными и какие — амфотерными. Полезно, кроме того, дать еще растворы солей, которые осадков при действии щелочей не дают, например: хлорид бария BaClj, хлорид кальция CaClj, нитрат калия KNOg.

Вместо готовых растворов можно, как и в предыдущих опытах, дать твердые соли. Например, учащимся предлагают растворить несколько кристаллов следующих солей: сульфат магния, сульфат меди, хлорид бария, сул1,фат никеля, хлорид кальция, хлорид железа (HI), сульфат кадмия, нитрат калия. Налить в пробирки (меньше V4 пробирки) растворы этих солей и прилить во все про­бирки понемногу раствора едкого натра. Описать характер и цвет осадков (если они образовались). Написать уравнения соответст­вующих реакций. Указать гидроксиды металлов, растворимые в воде. Со всех осадков слить избыток раствора и прибавить азот­ной кислоты: отметить происшедшие при этом изменения.

В том случае, если амфотерные оксиды рассматриваются, работу можно провести следующим образом: налить в пробирки понемногу (1—2 мл) выданных растворов солей (MgS04, CUSO4, BaClj, ZnS04, А12(804)з, NiS04, KNOg, FeClg, Сг2(504)з, CdSOi, CaCla, Pb(N03)2). Прилить в каждую пробирку очень небольшими порциями (вначале по каплям) раствор едкого натра, каждый раз взбалтывая. Общий объем раствора должен быть не больше пробирки. Составить списки гидроксидов: растворимых в воде; нерастворимых в воде; нерастворимых в воде, но растворимых в избытке щелочи.

Снова получить осадки всех гидроксидов металлов, нераствори­мых в воде, избегая избытка щелочи, и прилить ко всем осадкам раствор азотной кислоты.

Спонсоры сайта:

где купить футбольный мяч перчатки футбольные вратарские онлайн купить вратарские перчатки в киеве

Copyright © 2011. Designed by "Nemec"